Весьма кратко - писалась по просьбам пч, потому если что непонятно, спрашивайте, я поясню.
Основная ее тема как правильно разместить предмет на плоскости. так как обычно этому учат на абстрактных композициях, то здесь идет упор на них. в конце статьи более понятные вещи. надеюсь будет полезно хоть кому то.
Виды композиций
Виды композиций.
Статичная и динамичная. То есть - композиция с ощутимым движением и без движения вообще.
Динамичная композиция бросается в глаза быстрее. Однако же, если для умиротворяющих картинок, то лучше статичная.
Так же композиции можно разделить на монокомпозиции и рапортные. Моно - это те, что нельзя продолжить. Совершенно законченные рисунки. Рапортные - это композиции с повторяющимся рисунком рапортом, к примеру - обои и ткани. О них мы, наверное, говорить не будем. Разве что кто специально попросит.
Итак у грамотной монокомпозиции всегда есть композиционный центр. Он располагается в строго определенном месте.
Картинка. Справа западная схема, слева восточная.
На западной он располагается выше истинного центра. Но когда мы смотрим на картину мы видим его именно в центре.
Восточная схема не знаю по какому принципу строится. Восточные вещи я даже боюсь пытаться понять. Он располагается на пересечениях линий (нужно выбрать одну точку если что).
Каким же способом выделать центр? (так. Внимание! Дальше я буду объяснять как рисовать абстрактные композиции. Все это применимо и к обычному рисунку, но легче сначала научиться на абстракциях).
1. Выделить центр можно более плотной группировкой нескольких элементов в отдельной части плоскости (в центре скучковать, или наоборот по краям).
2. Использование форм контрастным формам фона (выделение цветом короче).
3. Разность размеров.
4. Цветовые или светлотные контрасты
5. Более сложная (подробная) декоративная разработка.
6. Пустота в центре.
Центров может быть несколько, но один всегда главный.
Теперь наконец то сами схемы:
Примеры моих рисунков: не особо качественные, ибо мне самой еще учиться и учиться.... (
крест
полоса
2 схемы с последней страницы (первая кривая на фото, потому что сфоткана чуть выгнуто.)
это без темы еще с первого курса (то есть то как я начинала осваивать, простые но не самые лучшие)
натюрморты
а это делалась на грани кубиков светильников. четвертый рисунок одна из классических композиций.
тоже композиция, но один ее край черный, потому как на самом деле это часть рапорта (узора состоящего из одинаковых квадратиков с разным поворотом).
Структурный план композиции. (вот эта вещь применима к фотографиям. Тут никаких схем. Это надо просто заучить).
читать дальшеОбъект расположенный на линиях кажется спокойным.
Объект расположенный в центре или близко к нему, либо на вертикальной оси, кажется легче.
Среди фигур вне линий выделяется та что слева.
Чем дальше объект от центра, тем тяжелее.
Низ тяжелее верха (и так его всегда и надо делать, если только не хотите сделать картинку давящую на психику)
Взгляд двигается от светлого в темному (эффект тоннеля) и в итоге останавливается на дырах, пустотах и темноте.
Находящееся справа воспринимается как необычное. Посередине – спокойствие. Слева - обычное.теперь о линиях!
читать дальшеПрямая линия читается быстрее. Выражает более быстрое и активное действие.
Горизонтальная – покой.
Слегка изогнутая- вялость.
Вертикальные линии- устойчивость. Увеличивают рост и кажутся больше таких же горизонтальных.
Диагонали способствуют охвату взглядом всей картины. Символизируют движения и обьединяют части изображения.
Диагонали:
Слева направо и вглубь. (в центр картины) напряженность активность, диагональ борьбы.
Из левого нижнего в правый верхний. – восхождение. Движение вверх.
Из левого верхнего в правый нижний. –падающее, напряженность.
Выразительная композиция, всякие мелочи и форматы. Кратко.
читать дальшеКомпозиция бывает открытая и закрытая. Открытая как бы уходит за пределы формата, продолжается куда то дальше. Закрытая может быть ограниченна по краям, кажется будто она уходить вглубь работы.
Если мы хотим передать в работе чего то неподвижного, устойчивого подойдет закрытая статичная композиция. Линии как бы стягиваются в центры. Такая композиция часто используется в пейзажах. (Обычно ближе к краю пейзажа появляются ограничители- деревья, кусты, которые как бы останавливают взгляд).
Если же мы хотим нарисовать панорамный пейзаж, то следует взять открытую композиции. (в этом случае кусты/деревья оказываются ближе к центру, а на переднем плане может идти поле, трава, вода. Идти непрерывно.
Кое-какие мелочи.
Любая недосказанность привлекает. Заставляет зрителя задуматься. (кажется это особенность мышления, все любят придумывать если кратко. Кстати почти вся классическая русская литература на этом построена).
Нельзя допускать что бы линии на рисунки уходили точно в угол. Это очень плохо смотрится.
Идеальная композиция – это когда рисунок можно повернуть любой стороной и все элементы будут связаны. Не обязательна, ибо достичь ее очень сложно. Но если есть возможность рисунок стоит повертеть, что бы выявить слабые места.
В природе нет прямых линий, нет одинаковых цветов, и очень - очень редко близкие по размеру/цвету предметы оказываются на линии параллельной линии края листа. (проще говоря один под другим)
Золотое сечение (забыла точно сколько это, кто помнит, скажите). Любой предмет поделенный по правилу золотого сечения смотрится гармоничным. (потому как в природе все так же поделено)
Форматы.
Прямоугольник вытянутый вверх. – стройность и возвышенность. Высота.
Прямоугольник вытянутый горизонтально- панорама, спокойствие.
Квадрат- уравновешенность, стабильность, статичность.
Круг диктует использование округлых форм в композиции. Круг самая безопасная фигура с точки зрения психологии. В круг обычно вписывают элементы орнамента. (всякие завитушечки особенно)
Движение и покой.
читать дальшеПередача движения.
Движение помогает передать ритм. Но про него я потом расскажу подробно.
Если на картинке имеются диагональные линии, то изображение более динамично.
Эффект движения можно создать оставив свободное место перед обьектом.
Для передачи движения выбирают наиболее яркий его момент.
Часто используют размытый фон, неясные очертания.
Множество вертикальных линий тормозит движение.
Движение слева направо кажется естественным для европейцев. (даже для тех кто читает много нипонских комиксов). Если вы нарисуете движение в другую сторону, то оно будет вызывать беспокойство и путаницу. Однако же это можно использовать как прием.
Передача покоя.
Отсутствие диагоналей.
Отсутствие свободного пространства перед обьектом (здесь можно добиться эффекта что обьект двигался и затормозил)
Статичные позы
Симметрия, уравновешенность.
Простые геометрические схемы.